«ФВ» продолжает рубрику, в которой юристы дают ответы на сложные вопросы из практики работников фармотрасли. В особенностях оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов, а также правил ввоза медицинских изделий без маркировки разбираются эксперты службы правового консалтинга «ГАРАНТ».
Количество аптек в России достигло 77,7 тыс. С одной стороны, крупные сети стремятся занять большую долю, открывая новые точки. С другой — еще достаточно бизнесменов, которые верят в прибыльность аптечного бизнеса и открывают одиночные аптеки. Количество не мешает качеству — убыточных аптек стало меньше. В 2021 году таковых было около 20% от общего количества точек, а в 2023 году — 7,5%. Цифра «семь» вообще встречается в этот раз чаще обыкновенного. Доля лидера рынка по обороту, «Риглы», — чуть больше 7%, у номера два, «Апреля», — больше 7 тыс. аптек.
Законопроект о гармонизации национального законодательства с правом ЕАЭС разрабатывали несколько лет. После длительных обсуждений, в том числе в рамках «регуляторной гильотины», его приняли. Новые нормы должны были упростить регистрацию препаратов, но осталось и много нерешенных вопросов, считают юристы.
«Магнит Аптека» разместила рекламный баннер в интернете с рекламой скидок на товары, не поместив на макет предупреждающие надписи, необходимые для лекарств и БАД. Неравнодушный москвич пожаловался на аптеку в ФАС. Применимы ли требования о предупреждении о наличии противопоказаний и необходимости обратиться к врачу к рекламе самой аптеки? Стороны не смогли прийти к единому мнению, их спор разрешил суд.
ФАС сообщила, что с 2024 года будет рассматривать жалобы только от участников закупок. Речь идет об обращениях, поданных организациями, не соответствующими специальным условиям закупок. Эта мера позволит пресечь случаи злоупотребления отдельными лицами правом на обжалование, считают в антимонопольной службе. А участники закупок надеются, что на рынке станет меньше мошенников.
В прошедшем году мировые фармацевтические компании продолжали испытывать последствия завершения пандемии COVID-19, а также столкнулись с проблемой истечения патентных прав на блокбастеры. В таких условиях производители ищут и приобретают новые активы и делают упор на расширение показаний для своих актуальных лекарств.
Функция Market access — одна из ключевых в фарме. Обеспечивая доступ «своего» препарата на рынок, market access менеджеры (МАМы) взаимодействуют с Минздравом, регуляторами, главными специалистами, пациентскими организациями. Каков идеальный образ МАМа и в чем специфика его деятельности, разобрался «ФВ».
На рынке все идет в сторону формализации отношений, уверен владелец «Аптечных традиций» Дмитрий Руцкой. К тому же время органического роста аптечных сетей скоро пройдет, считает он. О том, почему сеть решила пойти по пути сокращения числа аптек и как можно выжить в условиях жесткой конкуренции, Руцкой рассказал в интервью «ФВ».
Одна из кадровых задач крупных фармкомпаний, давно работающих на рынке, — работа со старыми трудовыми договорами. Сотрудников с большим стажем работы немало, и порой выясняется, что в договорах с ними много изъянов. За годы работы компанию переименовывали, меняли должности, вводили системы, электронные документы. А договоров с ними нет или нельзя найти в базе. Как восстановить документы и легализовать трудовые отношения «задним числом»? На эти вопросы отвечает управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена КОЖЕМЯКИНА.
Противораковые препараты перетянули на себя инвестиционное одеяло, благодаря чему в области онкологии происходят инновации, проводятся новые исследования, в продаже появляется все больше одобренных лекарственных средств от различных злокачественных заболеваний. В то же время крупные фармацевтические компании бросили на произвол судьбы рынок антибиотиков из-за его нерентабельности. Последствия такого решения могут быть печальны не только для фармрынка, но и для всей мировой экономики.