Биотехнологические и фармкомпании продолжают вкладывать значительные средства в сферу исследований и расширяют сферу терапевтического применения своих препаратов. Издание Xtalks анализирует данные Financial Times по совокупному годовому темпу роста (CAGR) среди быстрорастущих биотехнологических компаний США в 2023 году.
Искусственный интеллект способен в разы ускорить процессы создания и разработки новых лекарств. Однако он вряд ли сможет дать фармкомпаниям преимущество на рынке, если они не обратят внимание на те данные, с которыми он работает. Именно интеллектуальная собственность в этом контексте будет иметь первостепенное значение.
Трудовой экстремизм в последние годы набирает обороты. Часто из-за того, что уволившиеся работники не смогли быстро найти новую работу или она им не подошла. Увольняющиеся или уволенные работники делают все, чтобы иметь возможность пойти в суд, добиваясь восстановления, а иногда и солидной компенсации.
«Фармвестник» вновь собрал участников фармрынка, чтобы обсудить насущные проблемы отрасли и сыграть в боулинг. «PROекции Будущего — Дабл Страйк!» — ежегодное мероприятие двойного формата: дискуссия и игра. Тема этого года — «Виртуальная полка VS классический формат. Инструменты для повышения доходности бизнеса в онлайн- и офлайн-сегментах».
С 1 сентября изменилась система ввода ветпрепаратов в гражданский оборот. Процедура предусматривает дополнительную экспертизу серий ветпрепаратов, поступающих на рынок, а для зарубежных производителей предполагает еще одну проверку наличия российского сертификата GMP. Эксперты, опрошенные «ФВ», отмечают, что новеллы не лучшим образом отразились на доступности лекарств.
Правительство и госорганы свои планы на 2024 год уже представили. Аптеки ждет обновление перечня предметно-количественного учета, лицензирования оборота наркотических средств и технического обслуживания медтехники. Изменения также коснутся закупок лекарств у единственного поставщика. Без внимания не оставили и кадровый вопрос. Чтобы желания регуляторов совпали с возможностями отрасли, «ФВ» обобщил основные новеллы следующего года.
Инновационные зарубежные препараты стали менее доступны для россиян: после февраля 2022 года фармкомпании в два раза дольше выводят лекарства на рынок, чем это происходило в 2019-м, выяснил «ФВ». В результате к концу текущего года на российский рынок вышла только половина из зарегистрированных в 2022 году препаратов и пятая часть из одобренных в 2023 году. Эксперты связывают это с замедлившимся обновлением Перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов, попадание в который гарантирует сбыт, но видят и другие причины.
Ежегодно на российском фармрынке появляется порядка 300 новых брендов. В текущем году фармкомпании вывели на рынок 2328 новых SKU, тогда как в 2022 году — 2679, посчитали аналитики DSM Group. Часто лончи принадлежат импортным компаниям, тогда как отечественные расширяют существующие линейки. Об этом говорили в ходе предпоследнего в этом году заседания РАФМ.
Президент поручил активизировать работу по обеспечению пациентов с диабетом необходимыми изделиями. Правительство уже выделило больше 5 млрд руб. на закупку систем непрерывного мониторинга глюкозы. «ФВ» проанализировал, какие системы сейчас зарегистрированы и есть на рынке. Всего их четыре, причем две из них — китайские новинки на российском рынке.
Работа в выходной и сверхурочный труд требуют не только согласия сотрудника и повышенной оплаты. Она возможна лишь в конкретных случаях, которые указаны в ТК РФ, и ее еще необходимо обосновать и оформить. Такая практика распространена в том числе в фарме. А так как это зона особого риска, привлекать сотрудников в нерабочее время надо аккуратно, предостерегает управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена КОЖЕМЯКИНА.
Ввести акциз на весь этанол, в том числе и его фармсубстанцию, Минфин предложил для борьбы с контрафактным алкоголем. Однако авторы инициативы не подумали, как это может отразиться на рынке лекарственных средств. После того, как производители и регуляторы обозначили риски, в том числе и увеличение стоимости препаратов, Минфин предложил ввести субсидии, которые покрывали бы расходы на акциз. Однако до сих пор механизм этих субсидий не разработан, в отличие от законопроекта по внедрению акциза. «ФВ» удалось с ним ознакомиться.
За 11 месяцев на неспециализированных маркетплейсах, входящих в TOP6, продано безрецептурных препаратов на 3,3 млрд руб. — на 109% больше по сравнению с таким же периодом 2022 года. Это наибольший прирост среди других фармпродуктов — БАД, лечебной косметики и медицинских изделий. При этом самой крупной категорией по-прежнему остается лечебная косметика, объем продаж которой составил 150,1 млрд руб.