— Если найдется человек, который не знает, что такое «Платиновая унция», как бы вы рассказали ему о премии?
— Я бы спросил: знаешь, что такое «Оскар»? «Платиновая унция» — это «фармацевтический Оскар», когда профессионалы определяют лучших среди своих.
Смарт-технологии позволяют фармспециалистам работать более эффективно, лучше консультировать и находить точные аналоги лекарств с помощью аптечных справочников, созданных нейросетями. Однако не все аптечные сети погружены в тему цифровизации и понимают, какие технологии доступны и как они работают. «ФВ» рассказывает о некоторых из них.
Артериальная гипертензия — это стойкое повышение систолического и/или диастолического артериального давления, однако пограничные значения, при которых давление считается повышенным, различаются в зависимости от научного общества. Например, российские и европейские кардиологи считают, что заболевание возникает при систолическом артериальном давлении 140 мм рт. ст. и выше, а американские эксперты называют гипертензией повышение показателя до 130 мм рт. ст. и более. Как часто возникает гипертензия, к каким показателям давления стоит стремиться и какие препараты можно использовать для лечения заболевания, разобрался «ФВ».
В условиях острой борьбы за таланты ключевые темы актуальных HR-стратегий обсуждаются на уровне топ-менеджмента. В дискуссии на эту тему, состоявшейся в рамках IV конференции «Стратегии управления персоналом в фармацевтической и медицинской отраслях», организованной Pharma&Medical Recruitment, топ-менеджеры компаний-фармпроизводителей обсудили ключевые HR-вызовы и возможные ответы на них.
На аптечных конференциях регулярно обсуждаются темы собственной торговой марки (СТМ) и высокомаржинальных товаров (ВМТ), а также способов переключения покупателя с «обычных» препаратов на эти позиции. Об этом «ФВ» рассказал эксперт и консультант в области экономики фармацевтического и аптечного рынка Павел ЛИСОВСКИЙ.
Суды стали лояльнее относиться к отсутствию в аптечных пунктах лекарств из обязательного минимального ассортимента. Все чаще вместо штрафов судьи выбирают предупреждение в качестве наказания за административное правонарушение. «ФВ» изучил судебную практику за последние полгода.
В 2021—2024 годах на российском фармрынке* в ротации было около 30 перспективных сделок по M&A в год, а до логического завершения доходили лишь две-три. Почему некоторые компании в итоге отказывались продавать свои препараты и как можно вдохнуть новую жизнь в свой ассортиментный портфель, обсуждали эксперты в ходе закрытого заседания Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ).
Появление фонда «Круг добра» вызвало интерес к редким заболеваниям как иностранных производителей, так и отечественных компаний. С июня по сентябрь 2024 года Минздрав зарегистрировал четыре новых препарата для лечения редких болезней, два из них уже закупал «Круг добра». Большинство новинок — импортные, но есть и российская разработка. Кроме того, отечественные производители регистрируют аналоги препаратов, но пока с этим не все гладко. Иностранные компании выдвигают претензии по патентной защите, а пациенты выражают опасения по поводу замены оригинальных лекарств на дженерики.
Генеративный искусственный интеллект будет расти в здравоохранении быстрее, чем в любой другой отрасли. Многие фармкомпании пробуют использовать технологию для генерации идей, креативов. Однако в обозримом будущем ИИ не заменит специалистов отдела маркетинга, убеждены западные и отечественные эксперты. Причины: искусственному интеллекту недостает деликатности, он не владеет текущей повесткой, к тому же у фармы высокие стандарты комплаенса.
Зуд и жжение, раздражение на коже, участки покраснения — все это могут быть симптомы контактного дерматита. Это заболевание часто путают с другими кожными болезнями, особенно, если пытаются поставить себе диагноз самостоятельно без участия врача-дерматолога. Чем контактный дерматит отличается от иных разновидностей и какие подходы к лечению существуют?
В 2024 году фармацевтика открыла новые горизонты в лечении ряда серьезных заболеваний. Так, появились предпосылки для создания лекарства, способного избавить пациентов от волчанки, а также разработки в сфере мужской контрацепции — от гормонального геля до специальных таблеток. Кроме того, научное сообщество переосмыслило подход к лечению хронического зуда, признав его самостоятельным заболеванием. Еще одним ключевым событием стала регистрация в США первого препарата от пищевой аллергии.
В то время, как аптекам пришлось экстренно изымать из продажи биодобавки, содержащие мелатонин и симетикон, другие игроки рынка продолжают их свободно реализовывать. «ФВ» провел эксперимент и не только заказал БАД на маркетплейсе, но и купил в розничном магазине спортивного питания. Секрет того, как товар прошел кассовый «барьер», оказался прост: в карточке товара вместо мелатонина был указан номер свидетельства о государственной регистрации витамина D3.
В январе—октябре 2024 года объем госзакупок вырос как в рублях, так и в упаковках. Если учесть, что в этот же период 2023 года поставки в госсегменте снижались, то рост в текущем году можно частично объяснить низкой базой прошлого года. «ФВ» разбирался, какие секторы госзакупок растут быстрее.
В Госдуму вновь внесен законопроект, предлагающий отменить маркетинговые выплаты от производителей аптечным сетям. «ФВ» провел опрос* на своем сайте с целью выяснить отношение фармсообщества к этой инициативе.
Крупные производители и поставщики биодобавок столкнулись с конкуренцией со стороны собственных торговых марок аптечных сетей, которые уже закрепились в TOP10 отрасли. Несмотря на прогнозы аналитиков о замедлении роста сегмента СТМ, БАД аптечных сетей могут выйти на рынок e-com. Эксперты обсудили, как это изменит расстановку сил на рынке биодобавок.
В этом году объем сделок на западном фармрынке опустился до самого низкого уровня за последние почти 10 лет. Крупнейшие мировые производители лекарств «переваривают» приобретения прошлого года и не спешат приобретать активы по высоким ценам. Однако уже в 2025 году все может измениться.
Число аптек в России продолжает неуклонно расти. Как привлекать трафик, быть лучше конкурентов и кто останется на рынке через пять лет, обсудили участники Дискуссионного клуба в Пятигорске. Процессы консолидации, удорожания современной аптеки заставляют собственников искать новые инструменты, чтобы удерживать потребителей. Как долго можно будет открывать новые аптеки и когда не поздно их продать — эти темы стали основными для обмена мнениями между игроками рынка.