Антидепрессанты и антипсихотические препараты на 50% более эффективны в испытаниях, которые спонсируются производителями этих лекарств. Автор исследования связывает это с тем, как устроен процесс публикации результатов исследований в научных журналах.
Изжога, диспепсия, запор, диарея, метеоризм — симптомы, с которыми люди часто идут не к врачу, а в аптеку. Перед фармацевтическим работником в такой ситуации стоит важная задача: узнать «подоплеку» проблемы, при необходимости вовремя направить к врачу и проконсультировать по лекарственным препаратам.
Несмотря на существенные успехи в построении отечественной фармацевтической отрасли, размер экспорта остается незначительным и не превышает 4% от размеров фармрынка. Потенциал остается нереализованным из-за регуляторных ограничений как в российском правовом поле, так и зарубежных юрисдикциях. О лекарственном суверенитете и экспортном потенциале «ФВ» рассказал управляющий партнер компании «Проектирование систем управления» Павел ЛИСОВСКИЙ.
Конфликты в коллективе, как правило, начинают так называемые конфликтные личности. Всего выделяют пять типов таких сотрудников. Что ими движет, специально для «ФВ» рассказал бизнес-консультант и медиатор Павел ФЕЛЬДМАН.
В III квартале 42% отзывов препаратов инициировал производитель по результатам внутренних экспертиз стабильности препаратов и расследований рекламаций. Всего было отозвано 125 серий, оборот еще 46 серий приостановлен по результатам инспекционной проверки Минпромторга. «ФВ» собрал дайджест основных забраковок этого периода.
В 2025 году, как ожидается, в Перечень ЖНВЛП войдет 21 новое МНН. При этом ни одного МНН из перечня не будет убрано. Хотя производители, например, ксилометазолина предпринимали не одну попытку. Причина — низкая цена. Цены на препараты регистрировались много лет назад, несмотря на индексацию, многие из них не соответствуют текущим экономическим условиям. «ФВ» проанализировал продажи препаратов из Перечня ЖНВЛП разных ценовых сегментов.
Онлайн-платформы, расширяя свое присутствие на фармрынке, игнорируют его правила. Пока меры воздействия на площадки ограничиваются порицанием коллег по цеху. Но, например, в случае с продажей биодобавок, имитирующих оригинальный «Оземпик», это не сработало. Оператор площадки не увидел в кейсах, которые стали достоянием всего рынка, ни нарушения авторских прав, ни недобросовестной рекламы. Меры ответственности онлайн-витрин должен определить законопроект «О платформенной экономике», который разрабатывает Минэкономразвития. В процессе внесения поправок многие его пункты претерпели кардинальные изменения, однако документ по-прежнему не устраивает ни контролирующие органы, ни участников рынка.
Дробление бизнеса — это разделение единого бизнеса на несколько лиц с целью снижения сумм налогов. По каким признакам Налоговая служба устанавливает дробление бизнеса и как минимизировать риски штрафов и доначислений, «ФВ» рассказал старший партнер «Пепеляев Групп» канд. юрид. наук Сергей САВСЕРИС.
Спонсорство — широко применяемый инструмент продвижения фармацевтических компаний и их продукции. При этом нередко спонсорские договоры составляются неправильно, что в последующем может обернуться проблемами, в том числе со стороны фискальных и антимонопольных органов. О том, как избежать их, «ФВ» рассказала юрист юридической фирмы BRACE Анна Иванова.
В фармацевтической отрасли наблюдается растущий интерес к технологиям машинного обучения. Появление искусственного интеллекта рассматривается как способ решения проблем, связанных с высокой стоимостью и длительностью процесса разработки лекарств. Каких успехов удалось добиться разработчикам лекарств от применения новых технологий обработки данных, разбирался «ФВ».
Многие боятся, что возраст может сыграть отрицательную роль при поиске работы. И страх этот родился не на пустом месте. В чем проигрывают компании, дискриминирующие соискателей по возрастному признаку, находят ли зумеры и зрелые специалисты применение своим компетенциям и знаниям в фарме, разбирался «ФВ».
Такие актуальные темы, как искусственный интеллект, работа с данными и омниканальный маркетинг, оказались в фокусе внимания участников челлендж-сессии. Эксперты отметили, что в фармацевтическом маркетинге нет однозначных ответов на многие вопросы. Это подчеркивает необходимость постоянного обмена опытом и знаниями среди профессионалов.
Не каждая аптека готова заниматься реализацией медицинских изделий. Одна из проблем — консультирование. К тому же фармритейл сталкивается с недобросовестной конкуренцией со стороны маркетплейсов, где контроль за продукцией гораздо слабее. Эксперты обсудили различия схем продвижения медицинских изделий в онлайн- и офлайн-сегментах.
ФБУ «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик» (ГИЛС и НП) около 10 лет проводит инспекции на соответствие GMP производителей лекарств, чьи заводы находятся за пределами России, также институт занимается разработкой фармакопейных стандартных образцов. О работе института «ФВ» поговорил с его директором — Владиславом Шестаковым.
Участники рынка сосредоточились на изучении перспектив развития фармацевтического ритейла. «ФВ» узнал, что влияет на поведение и предпочтения потребителей и как их привлекать в e-com.
Совет Федерации предложил обязать компании, работающие с персональными данными клиентов, иметь финансовое обеспечение. К тому же до конца года планируется принять законопроект об оборотных штрафах за утечки данных. Все фармацевтические организации — операторы персональных данных. На что им следует обратить внимание, чтобы не попасть под санкции, вместе с юристами разбирался «ФВ».
Минздрав намерен установить внесудебный порядок отмены действия лицензии. Для попадания в бессрочный бан аптеке достаточно будет дважды проштрафиться с неправильным отпуском препаратов. «ФВ» сравнил действующие и будущие правила аннулирования лицензии.