Центр им. Н.Ф. Гамалеи сообщил об успешных доклинических испытаниях противоопухолевой вакцины. Разработчикам удалось доказать эффективность мРНК-платформы для терапии меланомы у мыши. «ФВ» разобрался, как действуют такие вакцины, какие виды вакцин существуют и с какими сложностями сталкиваются при их создании.
Рынок онлайн-продаж продолжает расти: в зависимости от региона присутствия, он составляет от 12 до 25% от общего оборота сети, рассказали «ФВ» опрошенные руководители и топ-менеджеры аптечных сетей. Аптеки делают упор на развитие собственных ресурсов, поскольку они приносят пока больше трафика и растят приверженность клиентов. Сотрудничество с маркетплейсами не носит массового характера: фармрозница ссылается на высокие тарифы партнеров и непрозрачные условия доставки и хранения товара. Однако многие сети используют все площадки, чтобы повысить интернет-продажи.
В вузах стартует приемная кампания-2024. Она заставит понервничать не только абитуриентов. Годом ранее в ряде учебных заведений остались частично невостребованными не только платные, но и бюджетные места по специальности «Фармация». Стипендии отличникам от крупных аптечных сетей, обучение будущих провизоров фитотерапии и отказ от первичной аккредитации в пользу практики защиты дипломов — такие предложения высказывают представители высшей школы в качестве возможных рецептов повышения привлекательности высшего фармобразования.
Сложность с наймом персонала сохраняет актуальность в рейтинге вызовов для фармкомпаний. Эксперты Antal Talent изучили данные пульс-опросов за период с декабря 2023-го по май 2024 года*. Сравнивая ответы респондентов, можно сделать вывод, какие HR-задачи удалось реализовать в первом полугодии 2024 года и над чем предстоит работать дальше.
Обратной стороной всеобщей цифровизации внутренних и внешних аптечных сервисов является возрастающая потребность в их киберзащите. Регуляторы разработали целый ряд мер, направленных на обеспечение информационной безопасности значимых для государства предприятий. В их число попал и фармбизнес. «ФВ» разобрал, какие обязанности есть у аптек как объектов критической информационной инфраструктуры.
Строить международную компанию в условиях, когда основной государственный вектор — усиление локализации, — идея амбициозная и отчасти вызывающая удивление у коллег по цеху. Открывать новые рынки за пределами стран СНГ+ сложно, долго и дорого. Однако «Биннофарм Групп» выбрала для себя такую стратегию развития. О том, почему фармпроизводитель не может бесконечно расти в условиях масштабного импортозамещения и что нужно сделать для того, чтобы выйти на международный рынок, в интервью «ФВ» рассказал генеральный директор компании Рустем МУРАТОВ.
За последние несколько лет сменилось руководство во многих ведущих мировых фармацевтических компаниях. Это объясняет изменения в рейтинге самых высокооплачиваемых руководителей в отрасли. Если в 2022 году главы J&J, Teva, Vertex, MSD не входили в десятку лидеров по размеру годового заработка, то в 2023 году они оказались в числе лидеров. При этом TOP10 покинули руководители Seagen, Illumina и Biogen, имевшие самые большие выплаты в 2022 году. «ФВ» составил рейтинг гендиректоров компаний с наибольшим размером компенсационных пакетов за 2023 год на основе данных портала FiercePharma.
В 2024 году рынок слияний и поглощений в фармацевтической индустрии переживает некоторое охлаждение. После нескольких кризисных лет крупные компании активно занялись приобретениями в 2023 году, но сейчас такие гиганты, как Pfizer и AstraZeneca, заявили, что им пора передохнуть от покупок новых активов. В то же время сектор начинает обращать больше внимания на частные, а не публичные компании.
Большинство первостольников и заведующих аптеками выбрали свою профессию из-за желания помогать людям, хотя больше всего в своей работе они ценят хорошую зарплату. Таковы итоги анонимного опроса, проведенного бизнес-тренером, экспертом в области фармацевтического маркетинга Олегом Гончаровым, которые он представил на конференции «Золотой ключ к успеху» Ассоциации новых независимых аптек «АннА».
Несколько лет назад фармпроизводители жаловались на то, что продавать товар в аптечном ритейле стало дорого, и связывали большие надежды с электронной коммерцией. Однако, как показала практика, продавать онлайн ничуть не дешево. Будущее за обеспечением разного ассортиментного и ценового предложения для двух этих каналов с учетом специфики каждого из них. Об этом говорилось в ходе закрытого заседания Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ).
Минздрав регулярно сообщает, что дефицита лекарств в стране нет, ссылаясь на данные информационно-аналитической витрины, созданной координационным центром правительства. Тем не менее дефектура, то есть временное отсутствие препарата, — это рутинная практика фармрынка. «ФВ» проанализировал снижение продаж лекарств за последние 12 месяцев, чтобы выяснить, какие препараты были в дефектуре.
Снижение рентабельности аптек, в том числе вследствие прихода на рынок непрофильных игроков и развития e-com, обострение кадрового дефицита, усугубленное «переманиванием» специалистов в соседние страны, необходимость повышения престижа аптечного работника — вызовы, с которыми столкнулись ведущие европейские страны. «ФВ» изучил информационную повестку отраслевых СМИ и предлагаемые способы решения этих глобальных проблем.
Для продвижения препаратов многие фармкомпании привлекают рекламные агентства и иные компании, оказывающие услуги по созданию и распространению рекламных материалов. В договорах, которые заключаются между ними, необходимо четко разграничить обязанности и ответственность сторон за соблюдение общих и специальных требований к рекламе. В том, как это сделать, вместе с экспертами разобрался «ФВ».
Детские смеси — один из социально значимых продуктов, рынок которых в значительной степени формируется за счет собственных средств потребителей. За последние два года произошли заметные структурные изменения, связанные с активным развитием онлайн-канала, повлияли на рынок и санкционные ограничения. При этом в сегменте сохраняется высокий уровень импортозависимости в отношении поставок как готовых продуктов, так и сырья для производства соответствующего ассортимента на территории нашей страны.
Google представил третью версию инструмента для разработки лекарственных средств — AlphaFold 3. Это модель на основе искусственного интеллекта, которая способна предсказывать структуру белков, а также исход их взаимодействия с ДНК, РНК, лигандами и другими молекулами. Ее возможности позволяют визуализировать белки в виде 3D-моделей и разрабатывать на их основе лекарства.